COLDEYE: Обзор фильма Зодиак (Zodiac)
Скажу сразу: я ждал этот фильм. И не потому, что это история про одного из самых известных маньяков Америки, а потому, что ее снял Финчер. Чертовски было интересно посмотреть, что выкинет человек, который в 90-е обрил наголо и убил Сигурни Уивер, отрезал голову Гвинет Пэлтроу, толкнул с небоскреба Майкла Дугласа, а в начале нового тысячелетия, не без помощи Чака Паланиака, засунул в глотку Эдварда Нортона пистолет и нажал на курок.
За последние десять лет на экраны вышло слишком много фильмов про юродивых, задрот, затюканных маменьких сынков с маслянистыми глазами, пускающих в штаны при виде маленьких девочек, или просто тупоголовых ублюдков с каменным лицом и воображением инквизитора, которые не скупятся на внедрение новых способов лишения жизни и методов пыток.
Не изобретая колеса, производители подобной продукции, которые, конечно, в первую очередь надеялись выехать не на качестве самой истории, а на изображении супернатуралистичных эпизодов с отделением голов, рук и других частей тела, а иногда и присоединения оных обратно, ипользовали метод потока, и штамповки, похожие одна другую, как лужа крови под ногами изувера, рубили бабло и приносили немалую прибыль прокатчикам. Из всего этого потока меня заинтересовали только фильм Изгнанные дьяволом, который выделялся, прежде всего, именем режиссера и его репутацией в определенных кругах, и отличился, к моей радости, качественным сюжетом, отличной музыкой, чернушным юмором и, к моему недовольству, жалостью к семейке скиллеров, которая к финальным титрам буквально затмевает все зверства, прошедшие через экран.
Но эта история - выдуманная. Из экранизаций реальных же можно выделить, пожалуй, только фильм Лето Сэма и фильм Хелтер Скелтер, с первым из которых во время просмотра Зодиака неоднократно возникали ассоциации. Но если в фильме Спайка Ли Сын Сэма служил лишь своеобразным задником для показа всеобщей паранойи и психопатии, навязанной его действиями, то Финчер выстроил свой сюжет на поимке преступника и жизни трех главных героев, вовлеченных в расследование его дела, каждый из которых, двигаясь своим путем, доходит через маниакальное помешательство до логичного и долгожданного "не завершения", но приближения к концу истории. Двадцать три года проносятся перед глазами рваными фрагментами и производят впечатления проглядывания по диагонали подшивки передовицы, но отнюдь не сшибание заголовков.
Своей перфекционистской требовательностью и точностью проработки деталей Финчер напомнил мне первый роман Макса Алана Коллинза Настоящий детектив из ретро-серии про частного детектива Ната Геллера. Действие в нем происходит в Нью-Йорке начала ХХ века, во время Всемирной выставки, и автор, без сомнения, прочитавший не один десяток исторических книг и просмотревший не один альбом с фотохрониками тех лет, выстраивает эпоху по кирпичикам с филигранной деталировкой, порой напоминащей самолюбование и самовосхваление. Такие же чувства возникли и при просмотре фильма Зодиак. Единственное, что произвело впечатление и к чему нельзя придраться - сцены убийств, снятые с такими мастерством и талантом, что даже понятие "профессионализм" покажется жалким и маловразумительным, чтобы описать эмоции, порождаемые спуском взведенного курка или ударами зажатого в руке ножа.