Импорт-Экспорт
Кино фильм Импорт-Экспорт (Import Export)
Австрийский режиссер Ульрих Зайдль умеет ошарашивать публику своими работами, но при этом его деятельность – это не голый эпатаж, а творческие поиски и находки на поле того, что принято считать бытовым отвращением, набившими оскомину серостью будничного дня и банальностью повседневного ужаса. В своем первом недокументальном фильме Собачья жара (Hundstage, 2001) Зайдль сделал попытку рассказать зрителю о безразличии, жестокости и унижении в обществе в самые душные дни года.
В его новой картине - фильм Импорт-Экспорт (Import Export) - события развиваются на фоне холодных улиц и стен, как бы усиливая трагизм каждой сцены. В целом, все фильмы этого режиссера создают впечатление документальных хроник, но, может быть, именно через эту обстановку режиссеру лучше всего удается открыть зрителям глаза на то, о чем каждый из нас предпочитает забыть.
В центре сюжета фильма Импорт-Экспорт (Import Export) – два молодых человека, каждый из которых ищет более теплого места в чужой стране. Зайдль рассказывает историю молодой, но уже знакомой со всеми прелестями жизни женщины и матери, квалифицированной медсестры, которая не может заработать свой профессией, и вынуждена идти в порно-модели в напоминающем Интернет-кафе подпольном заведении. Во второй сюжетной линии режиссер знакомит зрителя с молодым мужчиной, который всегда скрывается от тех, кто давал ему денег взаймы. Вместе со своим отцом он едет на Украину, занимаясь перевозкой игральных автоматов. Они очень похожи внутреннее своим стремлением сделать свое бытие хоть немного проще и отвоевать это самое право на спокойное завтра.
Фильм Импорт Экспорт похож на тяжелую штангу, на противоположных концах которой находятся одинаково тяжелые, железные блины, которые можно изменить только мысленно, но практически – почти невозможно. Но, тем не менее – это фильм борьбы этих двух представителей в принципе разных миров против инертности жизни и своего прошлого.
На протяжении картины зритель находится в тисках правдивых оттенков не только по цветовой гамме, но и палитре жизни. Фильм Импорт-Экспорт (Import Export) буквально наводнен образами, юмором, чистотой и грязью, почти порнографическими сценами, как дополнением общей картины, которая находит свое отображение не только в реалиях восточной Европы, но и в каждой стране мира. И хотя человечество изобрело неисчислимое количество всевозможных технологий, оно до сих пор не научилось запретить себе быть источником жестокости, невежества и воплощений своих низких позывов. Особенно жесткие сцены насилия, унижения и сексуального порабощениях устанавливают очень четкие параллели с другим европейским фильмом – Лиля 4-ever Лукаса Мудисона, который также заставляет зрителя забыть о том, что это всего лишь постановочные кадры, а не съемка реальных событий.
В фильме присутствуют несколько юмористических моментов, но каждая следующая сцена заставит вас подавиться этим смехом от вызванного ею неподдельного отвращения. Эта картина не создавалась с целью развлечь зрителя, все кадры с полным правом претендуют на то, чтоб быть реальными – даже в съемках дома престарелых участвовали не актеры, а реальные жители этого заведения, многие из которых даже не дожили до монтажа картины. Чтобы пропитать фильм Импорт-Экспорт (Import Export) духом правдивости, в Импорте-Экспорте Зайдль рискнул снять непрофессиональную актрису в главной роли, но хоть и был выставлен на Каннах’2007, премии не завоевал. И, тем не менее, любая картина ценна не наградами, а своим посылом. Этот же фильм дает нам возможность посмотреть на мир без очков, пускай даже через экран.